Повышение эффективности операционной деятельности производственного предприятия с помощью "1С:ERP" в АО "АТМ"
Цель - повысить управляемость и прозрачность бизнеса при увеличении масштабов деятельности предприятия, обеспечить менеджмент данными для принятия управленческих решений.
Задачи:
-
Своевременно исполнять обязательства перед клиентами;
-
Повысить эффективность операционной деятельности (продажи, закупки, производство, логистика, финансы, учет);
-
Обеспечить менеджмент компании прозрачной (достоверной) оперативной информацией для принятия управленческих решений.
Предпосылки проекта:
Выход «АТМ» на поставки для зарубежных станций и инвестирование в создание нового производства привело к значительному увеличению масштабов деятельности предприятия - это потребовало развития инструментов информатизации управления. Ключевая проблема: отсутствовал инструментарий для целостного управления деятельностью компании, что повышало риск не достичь поставленных целей по масштабированию бизнеса, не позволило бы исполнять заказы в срок и обеспечить возврат вложенных акционерами средств. Старая ИТ–структура не позволяла работать с новыми стандартами, диктующими иностранными заказчиками. Ввиду этого было принято решение о внедрении системы ERP-класса, которая позволила бы повысить управляемость, прозрачность и эффективность предприятия при масштабировании бизнеса.
Проблематика до старта проекта:
-
Прежняя IT-система не отвечала требованиям быстрорастущего бизнеса
-
Ведение оперативного учета было очень трудоемко: разрозненность информации, низкое качество НСИ, несколько систем (перенос данных вручную), файлы Excel, ошибки, многократный ручной ввод данных, отсутствие требуемых данных.
-
Низкий уровень взаимодействия подразделений: разные инструменты учета, данные одного подразделения часто не соответствовали данным другого подразделения.
-
Отсутствовала прослеживаемость ТМЦ на производстве: невозможность оперативного получения точной информации о заказе и материалах, рост неликвидных запасов, простой мощностей.
Руководство компании приняло решение о создании единой информационной системы управления на базе 1C:ERP.
В октябре 2017 года в «АТМ» стартовал проект комплексной автоматизации на базе информационной системы 1С:ERP.
Проект начался с разработки «Дорожной карты проекта автоматизации на базе 1С:ERP», т.е. был проведен «нулевой» цикл проект. В результате разработки Дорожной карты был согласован план внедрения 1С:ERP (очередность, объемы, результаты внедрения по очередям) с учетом альтернативных путей и минимизации потенциальных узких мест. Мы получили стратегически важный документ, который дал пошаговое представление процесса внедрения 1С:ERP, организации проекта внедрения и помог сформировать единое согласованное видение проекта у руководства компании и ключевых пользователей проекта, что и послужило основанием к принятию решения о реализации проекта.
К апрелю 2019 года были реализованы 1-я и 2-я очереди проекта – контуры «Операционная деятельность» и «Учет».
В ходе внедрения были выполнены следующие этапы:
-
Моделирование процессов: разработаны модели бизнес-процессов «Как есть» и «Как будет»
-
Функциональное моделирование.
-
Проектирование и разработка технических заданий.
-
Конфигурирование 1С:ERP в соответствии с техническими заданиями.
-
Подготовка системы к запуску.
-
Опытно-промышленная эксплуатация.
В первую очередь запущены логические блоки из контура «Операционная деятельность. К августу 2018 года была полностью автоматизирована цепочка: Продажа – Производство – Закупка – Склад.
Функциональный объем 1-й очереди:
-
Нормативно-справочная информация
-
Управление продажами
-
Управление производством
-
Управление закупками и складами
В рамках пилотного проекта «Внедрение системы штрихкодирования на участке по производству отводов методом гиба труб» реализован следующий функционал:
-
Обеспечение прослеживаемости движения ТМЦ по этапам производства
-
Раскрытие фактического состава изделия в маршрутных картах
-
Отслеживание выполнения технологических операций и учет трудозатрат
-
Планирование и мониторинг загрузки оборудования.
В декабре 2018 года стартовала вторая очередь автоматизации - внедрение функционального модуля «Бухгалтерский и налоговый учет».
Функциональный объем 2-й очереди:
-
Учет ОС, НМА, учет амортизации ОС в разрезе заказов.
-
Учет в бухгалтерском учете спецодежды и МПЗ стоимостью до 40 000 руб. (с возможностью распределения на заказы).
-
Отражение затрат и себестоимости в бухгалтерском учете.
-
Отражение в бухгалтерском учете материальных запасов на складах и в подразделениях предприятия в разрезе единого справочника материалов.
-
Учет товаров, готовой продукции.
-
Учет оказанных услуг, в том числе по выполненным этапам незавершенных работ.
-
Учет движений денежных средств.
-
Учет взаиморасчетов по видам.
-
Учет по кредитам и займам.
-
Отражение движений ТМЦ выданных/полученных в переработку на основании данных оперативного контура.
-
Отражение взаиморасчетов с переработчиком и давальцем.
30 апреля 2019 года система введена в промышленную эксплуатацию. Автоматизировано 60 рабочих мест.
В самом начале система 1С:ERP внедрялась собственными силами компании. Но проект оказался сложной, ресурсоемкой задачей для компании – это привело к привлечению квалифицированного подрядчика с опытом реализации подобных проектов. Таким подрядчиком стала компания «АртАйТи».
В реализации проекта появилась технология внедрения 1C:ERP, особенностями которой являются разработка Дорожной карты проекта и моделирование бизнес-процессов.
С самого начала в проект были вовлечены руководители компании, владельцы процессов и ключевые пользователи. Вовлечение строилось вокруг бизнес-контекста проекта и модели процессов компании. А также демонстраций, например, контрольного примера. Это стало одним из факторов успешного внедрения проекта.
Работа была построена следующим образом:
-
Совместная разработка Дорожной карты проекта, которая сформировала согласованное видение проекта. Выделение управляемых очередей проекта. Оценка рисков.
Это позволило осознанно принять решение о проекте и существенно снизить риски проекта, создать основу для управления проектом.
-
Моделирование бизнес-процессов (модель процессов «Как есть» и «Как будет»), входящих в объём проекта, для осознанного принятия решений о процессных и организационных изменениях. Данный этап является подготовкой фундамента для автоматизации.
-
И только потом – поддержка изменений автоматизацией.
Технология помогла понять, что проект внедрения 1С:ERP – это прежде всего проект организационных изменений.
В ходе моделирования процессов выявлен существенный объём необходимых организационных изменений, например:
-
Изменение организационной структуры предприятия.
-
ПТО филиала – стали инициаторами кодирования и формирования Справочника «Номенклатура», первоисточником и ответственными за формирование ресурсных спецификаций и маршрутных карт в едином информационном пространстве.
-
Управление учета контрактов и ценообразования – стали потребителями данных от конструкторского отдела и ПТО, а не дублером занесения данных для дальнейшего своего использования.
-
Производство больше не направляет бумажные заявки на материалы в отдел материально-технического обеспечения, всю потребность показывает отчет по дефициту.
-
Ушли от формирования бумажного отчета по выпуску – смотрят в системе.
-
Автоматизировали процесс мониторинга исполнения заказов – усилили прозрачность производственных процессов.
Как технология помогла в реализации организационных изменений
-
Вовлеченность ключевых сотрудников увеличилась – они поняли, что организационные изменения коснутся именно их, и поняли, за что будут отвечать.
-
Решения о доработках системы принимались осознанно, поскольку опирались на бизнес-потребности компании.
-
Появились конкретные ответственные за каждый бизнес-процесс, что заставило людей ответственно подходить к требованиям системы.
На рисунке показаны этапы проекта - Технология внедрения 1C:ERP
Ключевые результаты внедрения 1С:ERP в АО «АТМ:
-
Оперативное управление компанией за счет автоматизации основных бизнес-процессов стало более осознанным, информация для принятия управленческих решений стала качественнее.
-
Произошли качественные изменения организационного взаимодействия подразделений и глубина их взаимодействия, существенно повысилась прозрачность взаимодействия и понимание руководителями подразделений реальной ситуации. Изменилось качество взаимодействия между сотрудниками подразделений за счет внедрения процессного подхода на предприятии.
-
Повышена достоверность информации оперативного контроля и анализа данных;
-
Устранено дублирование ввода первичной информации;
-
Хозяйственные операции автоматически отражаются в бухгалтерском и налоговом учете;
-
Повышена достоверность учета основных средств и затрат по направлениям;
-
Организован удобный доступ к накопленной информации, расширены возможности для анализа информации;
-
Обеспечена единая методология учета.
Создание информационной системы управления в "АТМ" позволило полноценно заменить устаревшие разрозненные ИТ-системы и автоматизировать ключевые бизнес-процессы. В итоге организация получила единый контур управления предприятием, который охватывает большинство служб и отделов предприятия.
Кейс на сайте 1С Консалтинг.
Проект на сайте 1С "Внедренные решения".