Кейсы

Повышение эффективности операционной деятельности производственного предприятия с помощью "1С:ERP" в АО "АТМ"

Атомтрубопроводмонтаж
О компании
АО «Атомтрубопроводмонтаж» - ведущее предприятие энергетического машиностроения России, входит в состав группы компаний "Атомэнергомаш" Машиностроительного дивизиона Госкорпорации "Росатом".
Что cделали
Устранили дублирование ввода первичной информации
Повысили достоверность учета основных средств и затрат по направлениям
Организовали удобный доступ к накопленной информации, расширены возможности для анализа информации
Отрасли
Машиностроение, приборостроение
Повышение эффективности операционной деятельности производственного предприятия с помощью "1С:ERP" в АО "АТМ"
Цели и задачи проекта

Цель - повысить управляемость и прозрачность бизнеса при увеличении масштабов деятельности предприятия, обеспечить менеджмент данными для принятия управленческих решений.

Задачи:

  • Своевременно исполнять обязательства перед клиентами;

  • Повысить эффективность операционной деятельности (продажи, закупки, производство, логистика, финансы, учет);

  • Обеспечить менеджмент компании прозрачной (достоверной) оперативной информацией для принятия управленческих решений.

Ситуация до старта проекта

Предпосылки проекта:

Выход «АТМ» на поставки для зарубежных станций и инвестирование в создание нового производства привело к значительному увеличению масштабов деятельности предприятия - это потребовало развития инструментов информатизации управления.  Ключевая проблема: отсутствовал инструментарий для целостного управления деятельностью компании, что повышало риск не достичь поставленных целей по масштабированию бизнеса, не позволило бы исполнять заказы в срок и обеспечить возврат вложенных акционерами средств. Старая ИТ–структура не позволяла работать с новыми стандартами, диктующими иностранными заказчиками. Ввиду этого было принято решение о внедрении системы ERP-класса, которая позволила бы повысить управляемость, прозрачность и эффективность предприятия при масштабировании бизнеса. 

Проблематика до старта проекта:

  1. Прежняя IT-система не отвечала требованиям быстрорастущего бизнеса

  2. Ведение оперативного учета было очень трудоемко: разрозненность информации, низкое качество НСИ, несколько систем (перенос данных вручную), файлы Excel, ошибки, многократный ручной  ввод данных, отсутствие требуемых данных.

  3. Низкий уровень взаимодействия подразделений: разные инструменты учета, данные одного подразделения часто не соответствовали данным другого подразделения.

  4. Отсутствовала прослеживаемость ТМЦ на производстве: невозможность оперативного получения точной информации о заказе и материалах, рост неликвидных запасов, простой мощностей.

Руководство компании приняло решение о создании единой информационной системы управления на базе 1C:ERP.  

Архитектура решения и масштаб проекта

В октябре 2017 года в «АТМ»  стартовал проект комплексной автоматизации на базе информационной системы 1С:ERP. 

Проект начался с разработки «Дорожной карты проекта автоматизации на базе 1С:ERP», т.е. был проведен «нулевой» цикл проект. В результате разработки Дорожной карты был согласован план внедрения 1С:ERP (очередность, объемы, результаты внедрения по очередям) с учетом альтернативных путей и минимизации потенциальных узких мест. Мы получили стратегически важный документ, который дал пошаговое представление процесса внедрения 1С:ERP, организации проекта внедрения и помог сформировать единое согласованное видение проекта у руководства компании и ключевых пользователей проекта, что и послужило основанием к принятию решения о реализации проекта. 

К апрелю 2019 года были реализованы 1-я и 2-я очереди проекта – контуры «Операционная деятельность» и «Учет».

В ходе внедрения были выполнены следующие этапы:

  1. Моделирование процессов: разработаны модели бизнес-процессов «Как есть» и «Как будет»

  2. Функциональное моделирование.

  3. Проектирование и разработка технических заданий.

  4. Конфигурирование 1С:ERP в соответствии с техническими заданиями.

  5. Подготовка системы к запуску.

  6. Опытно-промышленная эксплуатация.

В первую очередь запущены логические блоки из контура «Операционная деятельность. К августу 2018 года была полностью автоматизирована цепочка: Продажа – Производство – Закупка – Склад.

Функциональный объем 1-й очереди:

  1. Нормативно-справочная информация 

  2. Управление продажами 

  3. Управление производством 

  4. Управление закупками и складами

В рамках пилотного проекта «Внедрение системы штрихкодирования на участке по производству отводов методом гиба труб» реализован следующий функционал: 

  1. Обеспечение прослеживаемости движения ТМЦ по этапам производства

  2. Раскрытие фактического состава изделия в маршрутных картах

  3. Отслеживание выполнения технологических операций и учет трудозатрат

  4. Планирование и мониторинг загрузки оборудования.

В декабре 2018 года стартовала вторая очередь автоматизации - внедрение функционального модуля «Бухгалтерский и налоговый учет». 

Функциональный объем 2-й очереди:

  1. Учет ОС, НМА, учет амортизации ОС в разрезе заказов.

  2. Учет в бухгалтерском учете спецодежды и МПЗ стоимостью до 40 000 руб. (с возможностью распределения на заказы).

  3. Отражение затрат и себестоимости в бухгалтерском учете.

  4. Отражение в бухгалтерском учете материальных запасов на складах и в подразделениях предприятия в разрезе единого справочника материалов.

  5. Учет товаров, готовой продукции.

  6. Учет оказанных услуг, в том числе по выполненным этапам незавершенных работ.

  7. Учет движений денежных средств.

  8. Учет взаиморасчетов по видам.

  9. Учет по кредитам и займам.

  10. Отражение движений ТМЦ выданных/полученных в переработку на основании данных оперативного контура.

  11. Отражение взаиморасчетов с переработчиком и давальцем.

30 апреля 2019 года система введена в промышленную эксплуатацию. Автоматизировано 60 рабочих мест. 



Особенности и уникальность проекта

В самом начале система 1С:ERP внедрялась собственными силами компании. Но проект оказался сложной, ресурсоемкой задачей для компании – это привело к привлечению квалифицированного подрядчика с опытом реализации подобных проектов. Таким подрядчиком стала компания «АртАйТи». 

В реализации проекта появилась технология внедрения 1C:ERP, особенностями которой являются разработка Дорожной карты проекта и моделирование бизнес-процессов. 

С самого начала в проект были вовлечены руководители компании, владельцы процессов и ключевые пользователи. Вовлечение строилось вокруг бизнес-контекста проекта и модели процессов компании. А также демонстраций, например, контрольного примера. Это стало одним из факторов успешного внедрения проекта. 

Работа была построена следующим образом:

  1. Совместная разработка Дорожной карты проекта, которая сформировала согласованное видение проекта. Выделение управляемых очередей проекта. Оценка рисков. 

Это позволило осознанно принять решение о проекте и существенно снизить риски проекта, создать основу для управления проектом.

  1. Моделирование бизнес-процессов (модель процессов «Как есть» и «Как будет»), входящих в объём проекта, для осознанного принятия решений о процессных и организационных изменениях. Данный этап является подготовкой фундамента для автоматизации.

  2. И только потом – поддержка изменений автоматизацией.

Технология помогла понять, что проект внедрения 1С:ERP – это прежде всего проект организационных изменений.

В ходе моделирования процессов выявлен существенный объём необходимых организационных изменений, например:

  1. Изменение организационной структуры предприятия.

  2. ПТО филиала – стали инициаторами кодирования и формирования Справочника «Номенклатура», первоисточником и ответственными за формирование ресурсных спецификаций и маршрутных карт в едином информационном пространстве.

  3. Управление учета контрактов и ценообразования – стали потребителями данных от конструкторского отдела и ПТО, а не дублером занесения данных для дальнейшего своего использования.

  4. Производство больше не направляет бумажные заявки на материалы в отдел материально-технического обеспечения, всю потребность показывает отчет по дефициту.

  5. Ушли от формирования бумажного отчета по выпуску – смотрят в системе.

  6. Автоматизировали процесс мониторинга исполнения заказов – усилили прозрачность производственных процессов.

Как технология помогла в реализации организационных изменений

  1. Вовлеченность ключевых сотрудников увеличилась – они поняли, что организационные изменения коснутся именно их, и поняли, за что будут отвечать.

  2. Решения о доработках системы принимались осознанно, поскольку опирались на бизнес-потребности компании.

  3. Появились конкретные ответственные за каждый бизнес-процесс, что заставило людей ответственно подходить к требованиям системы.

На рисунке показаны этапы проекта - Технология внедрения 1C:ERP

Результаты проекта

Ключевые результаты внедрения 1С:ERP  в АО «АТМ:

  1. Оперативное управление компанией за счет автоматизации основных бизнес-процессов стало более осознанным, информация для принятия управленческих решений стала качественнее.

  2. Произошли качественные изменения организационного взаимодействия подразделений и глубина их взаимодействия, существенно повысилась прозрачность взаимодействия и понимание руководителями подразделений реальной ситуации. Изменилось качество взаимодействия между сотрудниками подразделений за счет внедрения процессного подхода на предприятии.

  3. Повышена достоверность информации оперативного контроля и анализа данных;

  4. Устранено дублирование ввода первичной информации;

  5. Хозяйственные операции автоматически отражаются в бухгалтерском и налоговом учете;

  6. Повышена достоверность учета основных средств и затрат по направлениям;

  7. Организован удобный доступ к накопленной информации, расширены возможности для анализа информации;

  8. Обеспечена единая методология учета.

Создание информационной системы управления в "АТМ" позволило полноценно заменить устаревшие разрозненные ИТ-системы и автоматизировать ключевые бизнес-процессы. В итоге организация получила единый контур управления предприятием, который охватывает большинство служб и отделов предприятия.

Дополнительная информация
Мы продолжаем развивать системы на 1С в АО "АТМ". Узнать подробнее о нашей услуге корпоративного сопровождения можно по ссылке - https://artitgroup.ru/maintenance/

Кейс на сайте 1С Консалтинг.
Проект на сайте 1С "Внедренные решения".
Отзыв клиента
ERP -  это нервная система всего живого организма, от которой нельзя избавиться и которую нельзя завести в болезненное состояние, поскольку, если система не будет функционировать, произойдет разрыв всех жизненных процессов предприятия.
С.В. Латонов
Директор по экономике и финансам

Контакты

Array
(
    [ALX_NAME_LINK] => #form_id_FIDcontacts.alx_feedback_popup
    [FORM_ERRORS] => Array
        (
        )

    [TYPE_QUESTION] => Array
        (
        )

    [FIELDS] => Array
        (
            [0] => Array
                (
                    [CODE] => EMAIL_FIDcontacts
                    [NAME] => E-mail
                    [SORT] => 30
                    [TYPE] => S
                    [HINT] => 
                    [DEFAULT_VALUE] => 
                    [USER_TYPE] => 
                    [REQUIRED] => Y
                )

            [1] => Array
                (
                    [CODE] => PHONE_FIDcontacts
                    [NAME] => Телефон
                    [SORT] => 100
                    [TYPE] => S
                    [HINT] => 
                    [DEFAULT_VALUE] => 
                    [USER_TYPE] => 
                    [REQUIRED] => Y
                )

            [2] => Array
                (
                    [CODE] => FIO_FIDcontacts
                    [NAME] => Имя
                    [SORT] => 120
                    [TYPE] => S
                    [HINT] => 
                    [DEFAULT_VALUE] => 
                    [USER_TYPE] => 
                )

        )

    [SITE_KEY] => 6LciQG4aAAAAAEOqi8nf18m4W1zc9JQc6MtX3Zk5
)
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Введён некорректный e-mail
Это поле обязательно для заполнения
Пройдите проверку:*
Поле проверки на робота должно быть заполнено.
Необходимо ваше согласие на обработку персональных данных
г. Санкт-Петербург, ул., Караванная, д. 1
8 (800) 200-20-97